•  

     

logo

Участие государства в гражданско-правовых отношениях рыночной экономики

Главная страница ---> Билеты, и ответы к ним по гражданскому праву ---> Участие государства в гражданско-правовых отношениях рыночной экономики

Провалы (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1)        монополия,

2)        несовершенная (асимметричная) информация;

3)        внешние эффекты;

4)   общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями Бо-

лее того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

— наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

—   создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

—   хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

—   предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому провалы рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены провалами государства. Однако о них мы расскажем в следующей главе.


Предыдущие материалы:
  • Условия действительности сделок. Последствия признания сделок недействительными
  • Субъекты наследственного правопреемства
  • Субъекты и объекты права государственной собственности
  • Субъекты и объекты гражданских правоотношений
  • Субъекты авторского прав аи смежных прав. Соавторство
Следующие материалы:
  • Филиалы, представительство, дочерние предприятия юридического лица
  • Форма сделок. Юридические последствия совершения сделки с нарушением формы.
  • Хозяйственные товарищества и общества: понятие, система, сравнительная характеристика
  • Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его система. Отграничение от смежных отраслей.
  • Предмет и метод гражданского права.

Теоретическая часть

  • Конспекты лекций по Гражданскому праву
  • Общеобразовательная информация
  • Гражданское право (часть общая)
  • Практика

Ответы на вопросы

  • Ответы на вопросы - Гражданское право
  • Билеты по Гражданскому праву - основная часть
  • Билеты, и ответы к ним по гражданскому праву
  • Подготовка к зачету по гражданскому праву
  • Ответы на билеты по гражданскому праву (общая часть)

Copyright 2013-2014 - All Rights Reserved