Последние несколько десятилетий ознаменовались для России радикальными переменами, затронувшими все стороны жизни общества, начиная с политических и экономических отношений, заканчивая полномасштабной социальной революцией, которая сопровождалась борьбой за перераспределение собственности.
В начале 1990-х годов Россия перешла на рыночную экономику. При этом даже в условиях отсутствия четкой программы действий и слабости экономической политики было совершенно ясно, что начинать реформирование необходимо именно с бюджета и бюджетной системы. 1991 год стал временем наибольших потрясений: произошел резкий скачок оптовых и розничных цен, наблюдался опережающий рост заработных плат, что, в свою очередь, привело к увеличению дефицита бюджета.
На протяжении 1990-1995 годов денежная эмиссия была основным методом покрытия дефицита бюджета, а позже ей на смену пришли внутренние заимствования (то есть эмиссия краткосрочных государственных облигаций). Неконтролируемый рост финансовых обязательств государственного бюджета стал основной причиной кризиса, который произошел в 1998 году. Налоговые поступления, денежная эмиссия и неналоговые доходы длительное время оставались главными источниками пополнения бюджета, однако в 1994 году Россия перешла на новую систему межбюджетных отношений, которая заключалась в нормативно-долевом методе финансовой поддержки регионов.